Крепление вагонки к металлическому профилю

Монтаж вагонки должен проводиться на предварительно выровненное основание из фанеры или листов ДВП. Не всегда есть возможность использовать подобные материалы в качестве базовой поверхности, поэтому многие строители используют для крепления панелей выровненную обрешётку из дерева, металлического профиля или пластика. В нашей статье ознакомимся с предназначением каркаса и нюансами его монтажа.

Зачем нужна обрешётка под вагонку? Использовать листы ДВП или фанеру для выравнивания основания не всегда экономически выгодно. Кроме этого подобные изделия не смогут сгладить все неровности. Прикрепить вагонку даже к идеально выровненным бетонным или кирпичным стенам тоже невозможно. В данном случае для закрепления панелей нужно использовать дюбеля, что только усложнит работу.

Выходом из сложившейся ситуации станет предварительная установка каркаса из деревянных реек или металлического профиля. Обрешётка представляет собой сетку с определённым расстоянием между направляющими. С её помощью можно не только уменьшить расход материала, но и идеально выровнять поверхность.

Деревянный или металлический профиль выбрать?

В современном строительстве используют несколько типов материала для изготовления обрешётки, но мы ознакомимся с самыми распространёнными изделиями. Первое место по популярности занимает известное всем дерево.

Для изготовления каркаса под вагонку применяются бруски квадратного сечения с размером стороны от 2,5 до 5 сантиметров. При выборе подобного материала следует помнить, что рейки должны выдерживать нагрузку от покрытия и не забирать полезного пространства комнаты. Поэтому для фиксации лёгких планок подбирайте рейки небольшого сечения.

Несмотря на распространённость деревянных направляющих у таких изделий есть свои недостатки:

  • воспламеняемость;
  • недостаточная устойчивость к воздействию влаги;
  • возможность повреждения поверхности грибком и плесенью.

Улучшить технические характеристики дерева можно путём пропитки изделий антисептиками и антипиренами.

Улучшенными свойствами обладает металлический профиль. Он выполнен в виде оцинкованного уголка, не боится влаги и резких перепадов температур, не гниёт и не коробится. Единственным недостатком таких изделий следует назвать высокую стоимость.

Необходимые инструменты

Для упрощения монтажа деревянной или стальной обрешётки нужно подготовить соответствующий инструмент и материалы:

  • деревянные рейки определённого сечения или металлический оцинкованный брус;
  • саморезы (дюбеля);
  • ножовка или лобзик для обрезки вагонки;
  • болгарка, используется для подрезки металлического профиля;
  • топор;
  • электродрель для сверления отверстий под дюбеля;
  • рулетка и карандаш;
  • шнур;
  • строительный уровень;
  • отвёртка или шурупровёрт на аккумуляторе;
  • антисептики и антипирены для обработки дерева от гниения, появления грибка и плесени.

При использовании деревянного бруса для устройства обрешётки под вагонку выбирайте только качественные изделия. На их поверхности не должно быть сколов, сучков и трещин. От качества материала каркаса будет зависеть долговечность всего покрытия. Решающим фактором здесь считается влажность. Этот показатель для древесины не должен превышать 16% иначе материал будет деформироваться во время эксплуатации, что приведёт к появлению неровностей на обшивке.

Направляющие каркаса закрепляются на кирпичной или бетонной стене при помощи дюбелей. Для фиксации на деревянное основание будет достаточно саморезов. Для упрощения работы по монтажу обрешётки под вагонку необходимо использовать шурупы нужной длины, а также подкладывать деревянные клинышки под рейки в местах провисания.

Разметка поверхности под каркас

На начальной стадии установки каркаса необходимо провести разметку стен для установки металлического профиля или деревянных реек. Для этого обычно используется карандаш (мел) и строительный уровень. Сначала определяются с расположением вагонки, оно может быть горизонтальным или вертикальным. В соответствии с выбранным способом крепления планок подбирают метод фиксации каркаса. В любом случае направляющие монтируются перпендикулярно к фиксации отделки.

Теперь нужно обработать деревянные рейки и стены противогрибковыми препаратами и провести разметку базовой поверхности. Шаг направляющих каркаса подбирают кратным 40…60 сантиметрам. Чем больше будет элементов в обрешётке, тем прочнее конструкция.

Для получения качественного идеально выровненного каркаса используется строительный уровень. Этот прибор позволяет точно выставить рейки по линиям разметки. Для выравнивания направляющих в одной плоскости в нижней и верхней части стены натягивают леску по показаниям строительного уровня. В дальнейшем бруски подгоняют под шнур, в местах провисания изделий устанавливают деревянные клинья, которые прикрепляются к основанию саморезами.

Монтаж деревянной обрешетки для вагонки

Процесс установки деревянной обрешетки под вагонку проходит по следующему алгоритму:

  1. Обрабатываем деревянные изделия антисептиком.
  2. Наносим разметочные линии на стене.
  3. Для создания ровной плоскости закрепляем профиля в верхней и нижней части стены, затем по углам помещения.
  4. Когда все элементы будут зафиксированы приступаем к монтажу горизонтальных или вертикальных реек.


Каждый из элементов устанавливаем по показаниям строительного уровня. При необходимости под направляющие в местах значительных зазоров со стеной подкладываем кусочки пластика. Можно использовать для этого и деревянную щепу, но она не выдержит продолжительной эксплуатации. Для надёжности крепления каркаса рекомендовано использовать саморезы разной длины.

Вся электропроводка под каркасом укладывается в гофру, что предотвратит возможное возгорание материала.

Чтоб придать деревянной обрешётке устойчивость к воздействию влаги все профили пропитывают водоотталкивающим раствором.

Монтаж металлического каркаса для вагонки

Технология установки металлической обрешетки под вагонку похожа с монтажом деревянного каркаса.

  1. Сначала в верхней и нижней части стены натягиваем шнур, который будет служить ориентиром для направляющих.
  2. Наносим на стене разметочные линии через каждые 40-60 сантиметров и устанавливаем по их направлению металлические подвесы.
  3. Эти детали закрепляются на базовой поверхности при помощи дюбелей или саморезов.
  4. Теперь можно переходить к установке металлического профиля для каркаса. Верхнюю и нижнюю сторону каждого элемента подгоняют под шнур и закрепляют на обхватах шурупами.
  5. Теперь необходимо проверить положение направляющего строительным уровнем и провести фиксацию в местах установки подвесов.

Для упрощения работ по выравниванию каркаса обрешетки рекомендовано использовать лазерный нивелир. Лучи этого прибора будут служить ориентиром для установки профилей.

Крепление вагонки к обрешётке

Закрепление вагонки на каркасе зависит от типа материала и вида направляющих. Так фиксация отделки на металлическом профиле происходит при помощи саморезов.

Пластиковые изделия к деревянным деталям закрепляют скобами степлера, а деревянные материалы фиксируют гвоздями.

Для получения идеальной поверхности используются кляймеры. Такие детали фиксируются в деревянных или стальных направляющих шурупами. Выступающая часть кляймера надёжно удерживает паз вагонки. Чем больше фиксаторов удерживают конкретное изделие, тем прочнее будет покрытие.

Кляймеры, их особенности и характеристики

В современном строительстве вагонка как отделочный материал сегодня пользуется весьма широкой популярностью. Это обусловлено множеством различных факторов. Данный материал отличается надежностью и качеством, а его монтаж не вызывает у строителей особых трудностей. При проведении внешних отделочных работ метизом для вагонки, как правило, служат гвозди и саморезы. Однако, при необходимости выполнения аккуратного монтажа, с возможностью скрыть все крепежные элементы, кляймеры становятся практически незаменимыми. Именно поэтому они с одинаковым успехом применяются как для внешних, так и для внутренних отделочных работ.

Дом, отделанный вагонкой «блок-хаус» с крепежом на кляймеры

Что такое кляймер?

Кляймер – это специальный крепежный элемент в форме скобы, монтируемый гвоздями или саморезами на подготовленное основание – обрешетку, либо непосредственно на стену. Крючок кляймера прочно фиксирует вагонку, позволяя при этом сделать весь крепеж скрытым. Данный тип метизов применяется для монтажа не только вагонки, но и пластиковых ПВХ-панелей и МДФ элементов.

Кляймер

Преимущества использования кляймеров

Скрытый крепеж вагонки на кляймеры стал настолько популярным по многим причинам:

  • Он позволяет в значительной степени ускорить процесс проведения монтажных работ.
  • Сводит на нет все риски повреждения материалов, возникновения расколов или трещин, связанные с использованием стандартных метизов – гвоздей и саморезов.
  • Индивидуальный и точный подбор крепежа, соответствующий типу применяемой вагонки.
  • Высокая надежность фиксации. Закрепленные скобами доски не начнут со временем люфтить и расшатываться.
  • Кляймеры не требуют закупки дополнительных комплектующих. Все, что нужно для монтажа – это сами скобы и гвозди с саморезами.
  • Покрытие антикоррозийным слоем обеспечивает долговечность и высокую степень надежности крепежных элементов.
  • Невысокая стоимость и доступность кляймеров, отличное сочетание цены и качества.

Кляймеры, закрепленные в паз вагонки

Как правильно подобрать крепежные скобы для вагонки?

Кляймеры необходимо выбирать, исходя из типа используемой при отделке помещения вагонки. Она бывает различной толщины и массы, поэтому крепежные скобы должны иметь соответствующий размер и высоту язычка.

  • Пластиковые изделия и элементы из МДФ можно фиксировать кляймерами высотой 1-2 миллиметра.
  • Крепеж с язычком в 3 миллиметра используют для отделочных материалов из ДСП.
  • Евровагонку монтируют с помощью кляймеров высотой 4 миллиметра.
  • При отделке дома обычной деревянной вагонкой в ход идут скобы на 5 миллиметров.
  • Самого мощного крепежа требует блок-хаус. Здесь вам будут необходимы шести миллиметровые кляймеры.

Кляймеры разных типов

Наибольшей надежностью обладают скобы толщиной в 0.5 миллиметра, изготовленные из оцинкованной стали. Таким кляймерам не страшна коррозия и ржавчина, они долговечны и могут использоваться с одинаковым успехом как для внутренних, так и для внешних отделочных работ.

Расчет количества кляймеров, необходимого для проведения работ

Что касается расхода крепежных элементов, то, как показывает практика, для надежного закрепления квадратного метра вагонки вам будет достаточно около двух десятков скоб. Но все же их лучше покупать с запасом, благо стоимость кляймеров невысока.

Точный расчет необходимого числа крепежных элементов производится по следующему алгоритму:

  • Замеряем длину одной панели вагонки.
  • Определяем шаг каркаса обрешетки. Как правило, стандартные значения варьируются в пределах от 40 до 60 сантиметров.
  • Делим первое число на второе, приплюсовав к результату единицу.
  • Множим результат на суммарное количество панелей вагонки, которое планируется использовать при отделочных работах.
  • Количество упаковок с крепежом рассчитываем, исходя из числа скоб в одной. Стандартно в каждой коробке находится по 100 кляймеров.

Закрепление вагонки с помощью кляймеров

Перед началом монтажа рассчитываем необходимое для проведения работ количество кляймеров по приведенному выше алгоритму. Далее, в зависимости от типа метизов, которыми мы будем крепить к обрешетке вагонку, подбираем инструмент.

Для установки с помощью гвоздей нам понадобится:

  • Строительный уровень и угольник
  • Киянка или молоток с резиновым бойком
  • Молоток с металлическим бойком
  • Измерительная рулетка

Монтаж с использованием саморезов вместо молотка с металлическим бойком потребует дополнительно наличия шуруповерта либо отвертки.

Инструмент для монтажа вагонки

Цены на популярные модели шуруповертов

Шуруповерты

Обработка антисептиком стен и деревянных поверхностей материалов

Стену, на которой мы будем создавать каркас, как и саму вагонку, предварительно обрабатываем специальными антисептическими средствами. Это поможет нам избежать многих неприятных последствий, таких как гниение материалов и развитие грибковых образований.

Довольно часто фирмы-изготовители вагонки еще на этапе производства обрабатывают ее поверхность, покрывая дерево защитным слоем. Приобретение таких полностью готовых к работе строительных материалов в значительной степени ускоряет процесс отделки.

Обработка дерева антисептическими средствами происходит по следующему алгоритму:

Очищаем поверхности от грязи и пыли. В случае с досками с данной задачей прекрасно справляется наждачная бумага. Для более глубокой очистки дерева используем специальные отбеливающие средства для вагонки или морилку.

Очистка дерева шлифовальной бумагой

Грунтуем поверхность с помощью акриловой, алкидной либо полистирольной грунтовки. Помните, что полистирольная грунтовка применяется только для наружных работ, а акриловая – исключительно при внутренней отделке. По поводу алкидной грунтовки желательно уточнять у продавца, поскольку их ассортимент весьма широк.

Грунтовка деревянной поверхности

Наносим антисептическое средство. При внутренних отделочных работах нам понадобится пропитка, имеющая водную основу. Для наружных работ подойдет антисептик любого типа. Помните, что от качества средства зависит долговечность всей конструкции, поэтому приобретайте только сертифицированную пропитку.

Нанесение антисептика на вагонку

На завершающем этапе обработки деревянные поверхности покрываются лаком. Если монтаж вагонки выполняется внутри помещения, то нам подойдут алкидные либо акриловые лаки. Работы снаружи дома необходимо проводить используя акрило-полиуретановый лак.

Покрытие дерева лаком

Цены на средства для защиты древесины

Пропитка для дерева

Перед тем, как начать сборку каркаса, нужно наметить уровень, согласно которому будет производиться дальнейшая обрешетка. После этого определяемся с направлением крепежа брусков. Помните, что их ориентация должна быть перпендикулярна вектору монтажа вагонки.

Обрешетка фасада

Последующий алгоритм действий будет выглядеть следующим образом:

  • Выставляем по уровню и фиксируем вдоль стены направляющие, выполняем разметку стены под будущую обрешетку. Ее удобнее всего производить с помощью мела. Это дает возможность изначально представить, как будут располагаться все элементы конструкции.

Проверка уровня обрешетки

  • Закрепляем бруски для нашего каркаса с промежутком не более, чем в один метр. При работе с деревянной вагонкой оптимальным является интервал в 0.5-0.6 м.
  • Далее на бруски фиксируем и выставляем по уровню элементы обрешетки. При нарушении уровня используем где необходимо подкладки.

Обрешетка скругленных поверхностей имеет свои особенности и выполняется из частей бруса. Внешний вид такой обрешетки вы можете рассмотреть на фото ниже.

Обрешетка скругленных стен

Установка вагонки

Начинать работу необходимо только при наличии благоприятных условий. Если вы будете крепить вагонку в холоде, когда температура опустится ниже отметки + 10 С, это приведет к ее деформации.

Техника проведения работ по вертикальной и горизонтальной обшивке стен вагонкой несколько различается. Однако в обоих случаях необходимо добиваться плотного вхождения шипа в паз, используя доску-подбивку и киянку.

Сам процесс установки происходит следующим образом:

Монтаж вагонки в горизонтальном направлении

Согласно разметке по уровню крепим стартовую доску вагонки гвоздями либо саморезами

Закрепление стартовой доски (горизонтальный монтаж)

Вставляем в паз первой панели крючок кляймера. Закручиваем шуруповертом саморезы в гвоздевые отверстия кляймера, надежно фиксируя его на обрешетке.

Установка кляймера в паз вагонки

Все последующие доски одеваем пазом на гребень первой, дополнительно фиксируя скобами. Для плотной состыковки панелей вагонки забиваем их с помощью киянки и подбивочной доски.

Подбивка вагонки киянкой

Последнюю доску подрезаем ножовкой, замерив рулеткой необходимую ширину и прибиваем к обрешетке.

Нарезка вагонки

Шляпки гвоздей стартовой и финишной досок можно прикрыть декоративным уголком либо откусить бокорезами.

Декоративный уголок

Монтаж вагонки в вертикальном направлении

Прижимаем торец первой панели, на котором находится гребень, вплотную к обрешетке и прибиваем его гвоздями. После завершения работ шляпки гвоздей откусываем бокорезами, либо закрываем их с помощью декоративного уголка.

Фиксация стартовой доски

Вставляем в паз первой доски скобы и фиксируем их саморезами (или гвоздями)

Фиксация кляймеров саморезами

Следующую панель вагонки вставляем шипом в паз предыдущей. Плотно забиваем ее, используя подбивочную доску и киянку (либо резиновый молоток).

Использование подбивочной доски

После того, как вагонка будет плотно состыкована с первой доской, снова вставляем кляймеры и крепим их на обрешетку.

Фиксация установленной вагонки кляймером

Каждые десять панелей проверяем корректность установки вагонки отвесом (уровнем).

Проверка качества установки вагонки уровнем

Повторяем данную последовательность действий до тех пор, пока не завершим процесс обшивки. Последнюю доску, при необходимости подогнать по размеру, подрезаем ножовкой.

Подрезка вагонки

Примечание. Для того, чтобы кляймер надежно удерживал вагонку, необходимо крепить его минимум на 2 гвоздя (самореза). В ином случае возникает риск деформации поверхности отделки во время дальнейшей эксплуатации.

Цены на вагонку, имитацию бруса, блок-хаус

Вагонка, имитация бруса, блок-хаус

Более наглядно с процессом монтажа вагонки вы можете ознакомиться, просмотрев видео-инструкцию ниже.

Как установить последнюю планку вагонки

Добрый вечер.
Недавно пришлось демонтировать потолок из пластиковой вагонки и, после устранения проблем, монтировать на место. И возник вопрос: как правильно установить последнюю планку вагонки? Полез в инет но ничего не нашёл, может искал плохо.

Мастер, что ставил вагонку решил вопрос просто: обрезал пластиковый карниз, подогнал последнюю планку по размеру в стену, а снизу приклеил карниз к стене и к планке герметиком.

Получилось, что при демонтаже мне пришлось обломать карниз и угробить последнюю планку при её вытаскивании. Я подумал: не есть ГУД.

Вооружившись линейкой провёл замеры (рис. 1):

Рисовал от руки, простите, но я думаю понятно. Что имеем:
Длина участка карниза, что закрывает полосу – 22 мм;
Замок «папа» последней полосы – 7 мм;
Замок «мама» предпоследней полосы – 18 мм.

Важно: при монтаже не закрепляйте предпоследнюю полосу!

Условимся: «потолок» — полоса закреплённая перед предпоследней полосой.

Теперь если отрезать последнюю полосу по ширине так, чтобы для предпоследней полосы осталось минимальное место между предыдущей полосой и последней полосой, задвинутой в карниз до упора, (рис. 2) мы имеем следующее:

Предпоследнюю полосу сдвигаем в замок потолка на 7 мм, последнюю полосу сдвигаем в замок предпоследней на 18 мм, итого 25 мм. У нас же карниз имеет 22 мм. Щель.

Делаем следующее.

У предпоследней полосы отрезаем флажок замка по длине с таким расчётом, чтобы он выступал от края замка на 2-3 мм. Этого вполне достаточно для крепления полосы степлером или мелким саморезом с потаем (потай утопится заподлицо и не будет мешать замку)(рис.3).

Получаем общую ширину предпоследней полосы «С».

Обычную линейку вставляем в паз карниза (рис. 4) и замеряем расстояние до выступа замка последней закреплённой полосы потолка (без предпоследней и последней). Получаем размер «В».

Вычитам из размера «В» размер ширины последней полосы «С» и имеем ширину последней полосы.

Режем последнюю полосу по полученной вычислениями ширине от края замка и вставляем её до упора в карниз. Полосу вдоль я резал просто острым ножём под линейку. В образовавшееся пространство у Вас спокойно должна войти предпоследняя полоса (рис. 5).

Сдвигаем предпоследнюю полосу в замок потолка, закрепляем саморезами или степлером и сдвигаем последнюю полосу, выводя её из карниза в зацепление с замком предпоследней полосы (рис. 6).

У меня это получилось просто чистыми пальцами. Можно попробовать лезвием ножа, но есть возможность деформировать край полосы. Нужно действовать аккуратно.

При моих размерах заход последней полосы в карниз составил 3-4 мм, чего вполне достаточно.

Я подал свои размеры. Возможно у другой вагонки размеры другие, но я думаю, что мой метод применим ко всем видам и размерам вагонки.

Если моя статья кому то поможет – буду рад.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *