Шпаклевка или грунтовка?

Что сначала нужно нанести на стену: грунт или шпаклевку, каким образом это лучше сделать? Есть ли случаи, в которых можно обойтись без предварительного нанесения тонкой защитной пленки? Все эти ответы вы можете найти в статье. Стоит сразу заметить, что без грунтовки не обходится ни один ремонт. Этот раствор помогает соединить финишный материал с поверхностью.

Преимущества грунтования стен перед шпаклевкой

Качественный ремонт не может осуществляться без знания основных этапов отделки поверхностей материала. Нужно ли грунтовать стены перед шпаклевкой? Однозначно – да, ведь чтобы шпаклевка не осыпалась, перед тем, как ее наносить, нужно загрунтовать стены. Это предотвратит их осыпание после ремонта. Не один раз у неопытных строителей случалось, что они опускали момент грунтования и наносили отделочный материал на неподготовленную поверхность.

Это приводило к ужасным последствиям: штукатурка осыпалась, финишная отделка, соответственно, тоже портилась. А, как известно, намного дешевле и быстрее сделать ремонт, если предварительно нанести грунт на необходимую поверхность.

Также, если на потолке или стене есть какие-либо микротрещины, – грунтовка тонкой пленкой ложится на поверхность, закрывает все выбоины и защищает предмет от воздействия внешних факторов.

Адгезионные свойства грунтовки перед шпаклевкой достаточно высоки, именно поэтому отделочные материалы так хорошо соединяются с поверхностями.

Виды грунтов

Виды грунтов для шпаклевки стен тесно связаны с тем, на какую поверхность они будут наноситься: на пористую, малопористую или гладкую. Разберемся поочередно, что представляет из себя каждый вид:

  • Малопористые и гладкие площади. На этот тип поверхности нанести грунт, чтобы он еще и хорошо держался, очень сложно. Чтобы зашпаклевать окрашенные изделия или материалы из стекла, металла и пластика, используют бетоноконтакт. После него следующий слой финишного материала ложится ровно и без каких-либо неровностей. Это позволяет сэкономить затраченные усилия и труд на то, чтобы не тратить большие деньги на повторную закупку неудачно закрепленных отделочных материалов. Если на стене были выбоины или маленькие трещинки, то они благополучно будут замазаны перед шпаклевкой. Коррозия, плесень и грибки, преждевременные разрушения не смогут пробраться к изделию, так как в его состав входят специальные компоненты, защищающие поверхности от негативных факторов внешней среды.
  • Пористые площади. Грунтовка укрепляет площадь и связывает пыль на ней. Так же как и при гладких условиях, если есть трещинки и выбоины, – они легко устраняются. Материал влагоустойчив и паропроницаем. Слои хорошо скрепляются между собой, а расход лака и краски минимален. Для закрепления первого слоя можно наносить повторно еще один слой после полного высыхания первого. Грунт ровно и гладко ложиться прочной эластичной пленочкой, которая защищает изделия от повреждений. Смесь высыхает приблизительно 2 часа. Температура должна быть не менее 6 градусов. Во время ремонта пользуются такими инструментами, как малярные кисточки, валик, пульверизатор.

Выбор грунтовки в зависимости от материала стен

В зависимости от того, на какую поверхность будет наноситься грунт, нужно выбирать соответствующую грунтовку. Так, если перед шпаклевкой нужно отделать гипсовые, бетонные или деревянные поверхности, – то нужно выбирать акриловую грунтовку.

На один квадратный метр расходуется приблизительно 1 – 2 литра.

Однако расход грунта может существенно увеличиться, если наносить его на пористые поверхности. В некоторых ситуациях наноситься один раз, а в некоторых ждут, пока первый слой высохнет, чтобы повторно загрунтовать второй слой. Многие руководствуются принципом: «Лучше потратить деньги на грунтовку, чтобы экономно распорядиться шпаклевкой и конечными материалами, которые стоят существенно дороже».

ВАЖНО. Чтобы экономить, нужно покупать раствор, в составе которого встречается мелкая фракция песка.

Подготовка поверхности

Грунтовка используется как основной отделочный материал как внутри помещения, так и снаружи, это финишная отделка, которая хорошо ложиться на впитывающее основание. Перед тем, как оштукатурить потолок, или же окрасить его водно-дисперсионным составом, либо поклеить обои, – на стены наносят раствор перед шпаклевкой.

Строители пользуются основным правилом ремонта: наносить грунт только на чистые и сухие поверхности, поэтому если на стене много пыли и грязи необходимо сначала подготовить содержимое. Гладкие поверхности можно просто вытереть слегка влажной тряпкой, а вот пористые стены или потолки начищают наждачной бумагой.

ВАЖНО. Если имеются плесневые поражения или грибковые инфекции, – первым делом нужно устранить эту проблему.

Срок высыхания по времени занимает приблизительно 1 – 2 часа, в зависимости от влажности воздуха. Ремонт осуществляется малярной кистью или валиком. Смесь накладывается тщательным и равномерным слоем. Если после первого нанесения остались незначительные выбоины на стене, – можно через 2 часа повторно нанести второй слой. После полного высыхания грунта можно делать финишную отделку (клеить обои, красить стены).

Чтобы не делать двойную работу и после ремонта не заниматься лишней тратой времени: мыть заляпанные стекла в окне, или выдраивать входную дверь, – рекомендуется приобрести в строительном магазине прозрачную пленку и накрыть ее все необходимые предметы.

Однако даже если раствор все-таки капнул куда-то не туда, и вымазал что-то из мебели, не волнуйтесь, просто действуйте оперативно, – смывайте загрязнения обычной водой, пока раствор не высох.

Правила грунтования

Чтобы смесь ложилась ровно, необходимо пользоваться малярной кисточкой либо валиком. Нередки случаи, когда строители, чтобы сэкономить средство, покупают краскопульт или пульверизатор и равномерно распыляют его по всей площади.

Мойка инструментов – неотложный процесс после их использования. В течение 20 – 30 минут интерьер засыхает, и вы в дальнейшем не сможете вымыть запачканные приборы

Адгезия используется для покраски не только деревянных, но еще и металлических, гипсовых, а также кирпичных поверхностей. От густоты раствора зависит будущая прочность и его способность скреплять финишные отделочные материалы (краска, обои) с поверхностью (стена, поток). Поверхностный слой создает паропроницаемую пленку.

Смесь без запаха и цвета. Годится только для того, чтобы отделывать изделия внутри помещения. После нанесения можно шпаклевать любой шпаклевкой. Краски ложатся равномерно, их расход минимален, если на стену предварительно будет нанесен грунт.

Грунтовка отличается от шпаклевки тем, что первый раствор намного реже, и он предназначен для отделки поверхности.

Советы и рекомендации

Если ремонт осуществлялся не за принятыми правилами и нормами стандарта, то он будет сделан на смарку, ведь все отделочные материалы потеряют свой первоначальный вид за считанные дни, а в некоторых местах могут проявиться такие пробоины и дыры в стене, что будет просто страшно от того, какую сумму вы потеряли, и какую еще потеряете в будущем.

Поэтому, если вы купили ведерочко грунта, обязательно ознакомьтесь с инструкциями от производителя, которые всегда прилагаются к упаковке. Даже если вы самый талантливый мастер, в любом случае после прочтения будет что почерпнуть, а возможно и вспомнить в строительном искусстве.

Никогда нельзя грунтовать грязные, пропитанные жиром стены. Это категорически противопоказано, ведь все потраченное время, усилие и деньги канут в реку. Если вы этого не хотите, – возьмите влажную тряпочку и вытрите загрязненное место (этот совет касается гладких поверхностей). Если же ситуация обстроит иным образом, и вытереть тряпкой не удастся ничего, так как поверхность шершавая, – тогда нужно взять лоскуток наждачной бумаги и немного потрудиться. Зато потом не придется делать дурной работы.

Чтобы не испортить плоды своего труда, необходимо дождаться, пока слой смеси полностью застынет, высохнет, и лишь потом накладывать на него повторный слой грунта. Лучше подождать и сэкономить средства, не зря говорят, что время – деньги.

Что будет, если грунт не наносить? Ответ очевиден, – финишные отделочные материалы держаться не будут, просто отпадут со временем и дело с концами. Даже если не отпадут, – лак или краска будут смотреться крайне не эстетично из-за того, что на стене будут видны микротрещины, дыры и различные ямки и выбоины.

Еще можно сэкономить средства следующим образом: купить в строительном магазине густую грунтовку и разбавить ее растворителем. Это никоим образом не повлияет на ваше здоровье, – растворитель не выделяет никаких вредных веществ, поэтому его смело можно использовать для внутреннего ремонта помещения. Даже если у вас дети, – на них это никоим образом не отразиться, ведь состав гиппоаллергенный.

Как правильно грунтовать стены

Грунтовка любой поверхности – это очень важный этап подготовки, поэтому я решил посвятить этой теме отдельную статью. Речь пойдет, только о грунтовках которые используются в отделке стен. Поговорим о основных видах грунтовки, о выборе и научимся как грунтовать стены своими руками.

Для чего нужно грунтовать стены?

Грунтовка нужна для того, чтобы укрепить и обеспылить поверхность для последующей отделки или обработки. Впитываясь в стену она скрепляет мелкие частицы пыли, укрепляет верхний слой поверхности и создает лучшую адгезию. Это, что касается грунтовки глубокой пропитки. По своей сути грунтование стен — это фундаментальный процесс любой отделки.

Основные виды грунтовки.

Разделим условно грунтовки для отделки стен на 2 вида:

Грунтовка глубокой пропитки

Бывает, как концентрат, так и готовый к применению состав. В основном на полимерной основе. Используется как внутри, так и снаружи помещений. Позиционируется, как универсальный грунт и подходит для грунтовки любых стан и поверхностей из бетона, кирпича, блока и т.п. Не подходит для нанесения на деревянные, пластиковые и металлические поверхности. Может использоваться как под штукатурку, так и под шпатлевку или отделку плиткой. Под штукатурку подойдет практически любая грунтовка, а вот грунтовка под покраску производится исключительно составом белого цвета.

Песчаный грунт, адгезионный, путсгрунд

Грунтовочный состав содержащий кварцевый песок. Предназначен для улучшения адгезии, сцепления поверхности с отделочными материалами. Основное предназначение для бетонных поверхностей и последующего оштукатуривания. Используется грунтовочным слоем для декоративных штукатурок таких как короед, камешек. Так же часто применяется отделочниками при обработке стен, покрытых маслеными красками (часто встречается в советских ремонтах). Рекомендуется применять на гладких, скользких для штукатурки стенах. Хорошо подходить как для внутренних, так и для наружных работ.

Грунтовка от плесени и грибка

Такий тип грунтовки используется, если стена незначительно поражена грибком, плесенью или есть предпосылки к его распространению. Если поражение грибком значительное, по демонтируется верхний слой пораженной поверхность и только тогда обрабатывается антисептическим составом.

Как выбрать грунтовку

Если поверхность сильно сыпучая и очень пыльная, то однозначно нужно брать грунтовку глубокой пропитки. Рекомендую качественный материал, такой как Caparol или KNAUF. Не плохие грунты выпускают компании Ceresit, Condor. Есть нюанс, если у вас что-то отвалилось после отделки, компания которая продавала вам материал, делает акцент на то, что вы пользовались не их грунтом и не по технологии, поэтому будьте внимательны. Самая лучшая грунтовка лично в моей практике это пломбиратор фирмы «Марат Ка» цена зашкаливает, но качество и результат превосходные.

Адгезионный грунт рекомендую только Caparol Putzgrund 610. Он дороже аналогов, но качественнее своих аналогов и расход значительно ниже. Это лично мой вывод из опыта работы с подобными материалами.

Расход грунтовки

Расход грунтовки на 1м2 по штукатурке составляет 100-160 г.
Расход грунтовки на 1м2 по шпатлевке составляет 50-120 г.
На особо пористых и сыпучих поверхностях, расход может увеличиваться до 200 г и выше на 1м2.
Что касается бетоноконтакта и подобных грунтов, то расход по гладкому бетону составляет 1л на 4м2.

Концентрированного состава хватает на значительно большую площадь.

Из инструмента понадобится только:

  • Кисточка
  • Валик
  • Ванночка или ёмкость для грунтовки
  • Урывочная пленка
  • Малярный скотч
  • Пылесос
  • Шпатель

Использовать грунтовку можно при температуре от 5 до 30 градусов цельсия

Как как правильно грунтовать стены — сам процесс

  1. С самого начала нужно подготовить поверхность. Шпателем содрать все лишнее, убрать все, что отваливается, или сыпется.
  2. Убираем крупный мусор, пылесосим пол. Желательно пропылесосить стену. Но можно просто смести с нее пыль. Если пылесос бытовой, есть вероятность быстрого засорения и поломки!
  3. Укрыть все что нужно пленкой и обклеить малярным скотчем, чтобы не загрунтовать пол или мебель.
  4. Если грунт глубокой пропитки, то читаем на канистре, нужно ли его разбавлять с водой. Наливаем в емкость.
  5. Кисточкой промазываем все углы и примыкания.
  6. Затем хорошо выкатываем валик, так, чтобы с него не стекало. Накатываем валиком грунт на стену снизу-вверх. Хорошо раскатываем подтеки, стараемся, чтобы стена была загрунтована равномерно и не было никаких капель!
  7. Если поверхность очень плохая и сыпется, то грунтуем повторно через час.

Грунтовка после шпатлевки стен должно производиться максимально аккуратно и равномерно. Получившиеся подтеки могут быть видны на просвет даже через обои, не говоря уже о покраске. Грунтовка под штукатурку может происходить менее аккуратно.

Что касается адгезионной грунтовки (putzgrund), то его можно наносить большой кисточкой движениями в разных направлениях. Если грунт качественный, например, Caparol putzgrund 610, то можно его наносить валиком. Раскатываем как краску равномерным слоем без подтеков. Если поверхность местами сыпучая и пыльная, то перед песчаным грунтом наносим грунт глубокой пропитки. А после полного высыхания путцгрунд.

Грунтовка должна хорошо высохнуть, желательно 24 часа! Состав должен не просто просохнуть, а полимеризоваться. Никогда не начинайте работать, пока грунт сырой.

Как сделать грунтовку самому?

Часто люди спрашивают и такие вещи. На ум приходит только одно, либо мы нищеброды, которые не могут позволить купить себе готовую грунтовку, либо мы в XIX веке живем. Рекомендую не заниматься изучением таких вопросов, а отяжелеть денег и купить нормальный материал.
Знаю одно, деды наши грунтовали чем-то на подобии раствора ПВА с водой. Подробно углубляться не буду.
Инструмент для грунтовки

Грунтование разных поверхностей, ответы на вопросы

Разные поверхности грунтуются по одой и той же технологии, или кисточкой или валиком, в зависимости от кривизны поверхности. Например кирпичную стену, достаточно сложно загрунтовать валиком, поэтому вход идет большая маховая кисть.

Нужно ли грунтовать стены перед штукатуркой? Обязательно! Для улучшения сцепки с поверхность. А если стена из гладкого бетона, то в обязательном порядке грунтуем её бетоноконтактом(адгезионным составом).

Нужно ли грунтовать стены перед шпатлевкой? Перед любым видом отделки нужно грунтовать поверхность и выждать полного высыхания.

Нужно ли грунтовать гипсокартон? Гипсокартон так же нуждается в пропитке грунтом. Его технические характеристики повышаются, поверхность становится на порядок крепче. По технологии отделки ГКЛ обязательной процедурой является грунтовка незаводских швов, только после полного высыхания можно приступать к их шпатлевке.

Вот самая основная информация, которую вы должны знать о правильной грунтовке стен. Про другие виды грунтования поверхностей мы поговорим в других статьях.

ZinedineZidane ›
Блог ›
Подготовка и покраска автомобиля своими руками (часть 1. Шпатлевание)

Основные моменты при шпатлевании кузова автомобиля
На рынке авторемонтных товаров можно найти полиэфирные и эпоксидные шпатлевки 2-х компонентные (применяются с отвердителем). Жизнестойкость их смеси ограничена. Полиэфирные шпатлевки высыхают через 15-20 минут после нанесения, и их можно шлифовать. Эпоксидные шпатлевки с отвердителем сохнут около 30 минут при +20.
В нашей быстротекущей современной жизни мы применяем исключительно полиэфирные «скоростные» двухкомпонентные шпаклевки.

Рассмотрим подробно шпатлевание кузова автомобиля перед грунтованием

Наша поверхность уже зачищена от коррозии при подготовке кузова автомобиля, заматована и готова к нанесению шпатлевки. Следует знать, что общая толщина слоя шпатлевки не должна превысить 2-3мм. Если требуется нанесение более толстого слоя шпатлевки, то это недоработка кузовщика и следует исправить это недопущение путем рихтовки и т. п. (Короче, надо попинать кузовных дел мастера, а то сядет на шею).
В толстых слоях велики внутренние напряжения, что вызывает впоследствии растрескивание шпатлевки. Каждый слой, перед нанесением следующего, следует высушить.

Шпатлевку наносят шпателем под углом 30-40° к поверхности, как бы притирая. Если шпаклюем царапину, обязательно запомните, что ее надо расточить. «V» — образную остроугольную царапину, (см. рисунок ниже), как бы вы не старались, не заполните шпаклевкой целиком. Что в дальнейшем приведет к появлению на свежем лаке некрасивой просадке. Поэтому перед шпатлеванием ее надо проточить и придать ей, полушарообразное состояние.

Сохранить в Альбом

Не пытайтесь заполнить, достаточно глубокие впадины и царапины, шпаклевкой с первого раза, оно не нужно и вредно!

Помните, что чем больше тонких слоев, тем меньше внутренних напряжений в отвердевающей шпатлевке и тем меньше вероятность дальнейшего вспучивания или провала зашпатлеванных мест.

Применяемые инструменты и расходные материалы:
Шпатели, лучше набор из нескольких штук.
Шпаклевка основная двухкомпонентная, и шпаклевка финишная, также двухкомпонентная.
Наждачная бумага с абразивом Р120, Р180, Р220-240.
Обязательно для качественной обработки — рубанок с зажимами, или липучкой, для наждачной бумаги.
Порошок проявочный.
Антисиликоновый обезжириватель или Уайт-Спирит.
Орбитально-шлифовальная машинка и к ней сменные абразивные кружки различной зернистости от Р180 до Р400.
Скотч-брайт (темно-красный для простой краски и серый для металлика).

О применяемых материалах и инструментах подробнее читайте в статьях:

«Оборудование и инструменты, необходимые для покраски автомобиля»
«Материалы для подготовке к покраске автомобиля»
Разводим шпаклевку
Для этого лучше всего взять два шпателя, один побольше, второй поменьше — рабочий.
Шпатлевки, основной берите лучше меньше (чтобы потом не выбрасывать застывшую), прибавляем из тюбика отвердитель, розовый такой, примерно 1:20 и тщательно перемешиваем маленьким шпателем на большом, чтобы получилась однородная масса без розовых прожилок. А теперь, эту массу надо грамотно размазать.

Нанесение шпатлевки:

Первый слой притираем, с силой нажимая на шпатель, чтобы заполнить все дефекты и полости. Сушим… Если температура окружающего воздуха мала, применяем принудительную сушку, как-то обогреватели (лучше инфракрасные) или фен. Перегревать нельзя, поэтому старайтесь в области сушки держать температуру, чтобы рука терпела, иначе все вскипит и поднимет шпатлевку.
Наносим второй, третий и далее по мере надобности слои шпатлевки, пока общая конфигурация не удовлетворит Вас на ощупь. Т.е. шпаклеванная поверхность примерно будет в одной плоскости с «родной» плоскостью или чуть выступать.
Теперь приступаем к шлифованию шпаклевки. Как говорит статистика, примерно 70% работы маляра приходится на шлифовку. Не забываем надеть респиратор от пыли.

Шлифование шпатлевки с применением проявочного порошка
Вот тут-то нам и пригодится рубанок, для шлифовки больших плоскостей, как-то крыша, капот, двери и т.д. Закрепляем на нем ленту наждачной бумаги Р120. И без сильного нажима начинаем притирать. Трем, пока не начнут проявляться потертости вокруг шпаклеванного участка. По мере надобности добавляем шпаклевки. Тут очень трудно объяснить на словах, когда хватит, а когда мало, постараюсь показать на примере (см. рис).

Сохранить в Альбом

Но все достигается с опытом! Одно могу сказать — доверяйте своей ладони и пальцам. Простой тест – закройте глаза и проведите ладонью по отшлифованной поверхности, если чувствуете неровность – значит, она там есть! Осталось только разобраться — это выпуклость или впадина. Помочь в этом может также металлическая линейка, которую, прикладывая ребром к зашпаклеванной поверхности, можно увидеть все несоответствия. Но это достаточно приблизительный метод.

Такой способ достаточно эффективен, при получении автомобиля из кузовных работ, если вы их делали не сами, для проверки, нет ли шишек на отрихтованной поверхности детали.

Соответственно, или точим дальше, или докладываем ещё шпатлевки. В этом процессе существенную пользу может оказать проявляющая протирка. По существу, это черный порошок. Наноситься и легкими движениями растирается по поверхности специальным поролоновым спонжиком (идет в комплекте).

Затемнив этим порошком рабочую поверхность (поверхность которую шлифуем), например капот, начинаем точить рубанком. Стирая верхний слой шпатлевки, мы стираем и проявочное затемнение. В результате получаем некую картину, по которой можно определить, где еще следует доложить шпатлевки. Это, разумеется, места, где затемнение осталось.

P.S.:
При шлифовании шпатлевки не перестарайтесь! Шпатлевка точится гораздо легче железа, поэтому перетереть плоскость шпаклевки, гораздо проще, и в результате можно выточить лишнее и получить волнистую поверхность с ямами.

Постепенно, приходиться добавлять все меньше и меньше шпатлевки. Соразмерно и изменяем зерно абразива шлифовальной бумаги, переходя к все более мелкому зерну: P120 >> P180 >> P240. Это нужно для перетирания и уменьшения абразивной риски, наносимой более грубыми абразивами.

Следует обязательно учитывать одно правило, число, определяющее абразив, при шлифовании не должно перепрыгивать через 100 единиц.

Например: закончив работу со шлифовальной бумагой с абразивом P80, сразу переходить к P180 не следует. Сначала риску от P80 перетереть, желательно P120-150, и лишь потом P180 и далее P220-240.

Постепенно приближаясь к финишу, начинаем использовать «финишную» шпатлевку. Это более пластичная, с меньшим зерном и также двухкомпонентная полиэфирная шпаклевка. Разводится с отвердителем точно так же, как и основная, ремонтная шпаклевка.

Вытираем ее уже шлифовальной бумагой P220-240. На конечном этапе целесообразно использовать орбитально-шлифовальную машинку, со сменными абразивными кружками на липучке. С ее помощью, гораздо быстрее и эффективнее, можно загладить риску. И вот, наконец, финиш!
Осталось определить, что мы будем грунтовать и красить.

Соответственно грунтуются все шпаклеванные места, а также места с «подозрительным» покрытием. Под «подозрительным» покрытием подразумевается неизвестно, кем, и когда нанесенная краска, имеющая ненормальный блеск, растрескавшаяся как на старых картинах и т.д. и т.п. В общем, все то, что может после покраски принести неприятные сюрпризы (см. «Дефекты, возникающие при окрашивании»).

Простейший способ проверки таков. Берем тряпочку, немного смачиваем тем растворителем, которым будем разводить краску или пигмент, без нажима проводим по подозрительному покрытию и смотрим. Если краска с поверхности явно смывается или вообще ее начинает вспучивать, съеживать, то лучше эту поверхность загрунтовать.

И опять под грунт матуем всю поверхность окрашиваемого элемента кузова. Окончательно используется абразивы с зерном Р240-320, не менее.
Тут следует объяснить: чем грубее абразив, тем меньше определяющее число. Пример: Р80 – это очень грубый абразив, а Р240 — это уже довольно мелкий.

Для матования больших и достаточно плоских поверхностей рекомендую использовать орбитально-шлифовальную машинку в комплекте с поролоновым переходником на липучке и соответственно абразивными кружками Р240-320.

Для матования труднодоступных мест, используем скотч-брайт. Для обычной акриловой эмали – темно-красного цвета, для металликов – серого цвета.

Обдуваем, при помощи компрессора, автомобиль от излишков пыли, образовавшейся от точения шпаклевки и матования. Берем чистую безворсовую салфетку, антисиликоновый обезжириватель и начинаем все тщательно протирать.
После того как на салфетке не будет оставаться следов шпаклевочной пыли приступаем к заклейке малярным скотчем и бумагой неокрашиваемых поверхностей.

Активное использование автотранспортного средства рано или поздно приводит к появлению на его лакокрасочном покрытии различных царапин, сколов, полноразмерных вмятин. Если мелкие дефекты еще можно кое-как оставить без внимания, то с крупными придется бороться как минимум по двум основным причинам. Во-первых, это попросту неэстетично, а чем дороже и солиднее автомобиль, тем сильнее дефект бросается в глаза. Во-вторых, из чисто практических соображений: абсолютно любая царапина может обнажать поверхность основного металла, что со временем вызовет его коррозию и разрушение.

Решением проблемы является автомобильная покраска. Но перед этим соответствующие поверхности необходимо самым тщательным образом обработать и подготовить с использованием грунтовки и шпаклевки, чтобы исключить нарушение целостности покрытия. Здесь у начинающих маляров (или тех автолюбителей, которые пытаются осилить этот процесс самостоятельно) часто возникает вопрос: наносится грунтовка под шпаклевку или наоборот?

Разница между грунтовкой и шпаклевкой

Подобные вопросы возникают по той причине, что начинающие мастера не до конца понимают (или вообще не понимают), чем один материал отличается от другого, а также не различают их роль в процессе создания нового или ремонта поврежденного лакокрасочного покрытия автомобиля. Начнем, пожалуй, с грунтовки, так как она является обязательным этапом покраски кузовных элементов машины.

Главной задачей грунта является создание надежного сцепления покрытия и основного металла. Кроме этого, в его задачи входит:

  1. Заполнение пор. Если через микроскоп рассмотреть любою самую гладкую с виду поверхность, то окажется, что в ней может быть масса пор. От этого никуда не денешься, поскольку такова структура поверхностных слоев любого материала (металла в том числе). Соответственно, в порах будет накапливаться воздух, который препятствует надежному сцеплению краски и поверхности.
  2. Разделение конфликтных покрытий. Иногда процесс покраски требует нанесения нескольких слоев с различными свойствами, что может вызвать отторжение вследствие отсутствия адгезии (сцепления).
  3. Антикоррозионная защита. Создание на поверхности металла защитного барьера, препятствующего контакту с воздухом или водой.

Автомобильная шпаклевка в готовом виде представляет собой пластическую массу, используемую для коррекции существующих дефектов поверхности. Очевидно, что сначала нужно заполнить полости трещин, сколов или вмятин, иначе ни одна покраска не сможет гарантировать приемлемый результат. Цветом она, конечно, сыграет, но вот видимые неровности останутся.

Итак, грунтовка под шпаклевку не наносится. Происходит все наоборот: сначала поверхность шпаклюется для устранения видимого дефекта, а уже потом грунтуется, чтобы обеспечить надежную основу для лакокрасочного покрытия.

Какая шпаклевка лучше и как ее применять

Поскольку мы уже немного разобрались в том, чем один компонент отличается от другого, не лишним будет рассмотреть вопрос их выбора и практического применения. Выбирается автомобильная шпаклевка в зависимости от существующей ситуации по действующему базовому веществу.

Тип Применение Особенности
Стекловолоконная. Используется для выравнивания крупных вмятин, как черновой слой. Обладает хорошей эластичностью. Создает надежный армирующий слой. Достаточно трудно обрабатывается, требует выравнивания финишным слоем.
Универсальная крупнозернистая. Также относится к грубым шпаклевкам с высокой эластичностью. Ее преимуществами являются хорошая адгезия, незначительная усадка.
Мелкозернистая. Это финишная автомобильная шпаклевка, которая используется для удаления пор в металле, выравнивания поверхности перед грунтовкой. Легко обрабатывается, может быть применима для деталей из стекловолокна и пластиков.
Акриловая. Используется для обработки больших площадей. Может успешно заменять финишную массу. Отличается от предыдущих видов жидкой структурой. Это своего рода грунт-шпатлевка, поскольку на нее можно непосредственно наносить краску.

Перед нанесением основной массы поверхность необходимо тщательно обработать. Этот процесс включает в себя шлифовку, удаление старого покрытия, ржавчины, пыли и обезжиривание. Далее может наноситься антикоррозионная грунтовка и шпаклевка, которая будет обладать дополнительным эффектом адгезии. Это, пожалуй, единственный случай, когда основа создается под шпаклевкой. Нанесение основной массы происходит в 2–3 слоя общей толщиной до 3 мм. Больше делать не рекомендуется, поскольку в шпаклевке возникают большие внутренние напряжения, и она попросту может растрескаться.

Перед нанесением следующего слоя необходимо выждать 20 минут для просушки.

Выбор и нанесение грунтовки

Когда геометрия поверхности полностью воссоздана, можно приступать к обработке грунтом, который обеспечит надежное сцепление слоя краски. Перед этим уже было сказано несколько слов о свойствах грунтовки, которые главным образом определяют ее классификацию. Рассмотрим ее виды подробнее.

  1. Эпоксидная. Это жидкая смесь, содержащая в своем составе хромирующие или инертные вещества. Используется для противодействия влаге и другим агрессивным соединениям. Такие грунтовки (например, ГФ21, ФЛ-ОЗК) не нуждаются в финишной шлифовке. За исключением случаев, когда лакокрасочное покрытие имеет видимые дефекты (потеки).
  2. Праймер. Это так называемый первичный грунт, или выравниватель. Он используется для антикоррозионной обработки (может наноситься и перед шпаклевкой) и улучшения адгезии.
  3. Герметик. Это финишный слой грунтовки, который предназначен для ее защиты и дезактивации растворяющих свойств краски.

Для нанесения грунта можно использовать покрасочные пистолеты или краскопульты, в которых под давлением не менее 2 атмосфер происходит распыление жидкости. Перед этим рекомендуется в обязательном порядке очистить поверхность, пройтись антисиликоном для обезжиривания. Первичные грунтовки обычно наносят в 2 тонких слоя, между которыми нужна пауза до полутора часов просушки. После этого накладывают вторичный грунт толщиной в 3 слоя. Перед нанесением следующего слоя необходимо выждать до 10 минут, чтобы жидкость подсохла и стала матовой.

Процесс покраски корпусных элементов автомобиля – это достаточно кропотливое занятие, в котором обязательно должны сочетаться такие этапы, как грунтовка и шпаклевка. От их выбора, верной очередности их нанесения и правильности сочетания во многом зависит качество всей проделанной работы по подготовке автомобиля к окрашиванию.

Предыдущая РемонтРемонт автомобиля: сколько сохнет силикон

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *