Сорт вагонки

Выбор вагонки: изучаем виды, сорта, цены

Название этого отделочного материала было связано с железными дорогами.

Для обшивки внутреннего пространства пассажирских вагонов раньше использовали плоскую и длинную доску, на боковых гранях которой делались замковые соединения «шпунт-паз».

Сегодня вагонка утратила свою транспортную «составляющую» и стала чрезвычайно популярной в других сферах – строительстве и ремонте. Этим красивым и экологичным материалом обшивают разные виды плоских поверхностей, начиная от стен и заканчивая массивной мебелью.

Кроме внутренней интерьерной отделки, некоторые сорта вагонки применяют для наружной облицовки зданий.

Помимо высокой эстетики деревянная вагонка — исключительно технологичный материал, простой и удобный в работе. Он не нуждается в дорогостоящей подготовке поверхности. Под облицовку вагонкой не требуется штукатурка, шпаклевка и грунтовка. Достаточно ровно и прочно зафиксировать на стене обрешетку из деревянных брусков или стального профиля.

Материал для изготовления облицовочной доски — древесина хвойных (сосна, ель, лиственница, кедр, пихта) и лиственных (осина, липа, бук, дуб и ольха) пород.

Выбор вагонки в зависимости от вида древесины имеет свои особенности. Например, сосна, кедр и ель отлично подходят для внутренней отделки, поскольку имеют красивую текстуру поверхности по всей длине. При этом сосновой вагонкой нельзя облицовывать парильные отделения бань. Под действием высокой температуры она выделяет смолу, обладающую резким запахом.

Древесина бука или дуба очень красивая, но при этом довольно дорогая и трудоемкая в обработке.

Выбирая виды вагонки для наружной отделки, следует отдавать предпочтение хвойным породам. Высокое содержание смолы делает их стойкими к увлажнению и гниению. Из лиственных пород для этих целей подходит только ольха.

Основные характеристики вагонки

Кроме вида древесины, как важного классифицирующего признака, производители делят вагонку по таким критериям:

1. Степень влажности. Облицовочная доска естественной влажности и сухая (содержание воды от 10 до 15%) отличаются друг от друга по цене и свойствам.

Сухая вагонка на 25-30 % дороже, поскольку проходит энергозатратную процедуру удаления влаги. Она меньше коробится и трескается.

2. Геометрические размеры вагонки и форма профиля. Здесь различают стандартную вагонку, евровагонку, блокхаус и облицовочную доску «под брус».

Толщина стандартной (ГОСТовской) отделочной доски может составлять от 12 до 25 мм, ширина — до 150 мм, а максимальная длина 6 000 мм.

При этом гостовская вагонка толщиной 12 — 16 мм чаще всего применяется для внутренней отделки. Более толстая вагонка 16 — 25 мм оптимальна для наружной обшивки.

Наибольшим спросом сегодня пользуется евровагонка, у которой более широкий (8 мм) шпунт, защищающий стыки от образования щелей при усушке древесины. Кроме этого, на обратной стороне у нее есть желобки для вентиляции. Толщина евровагонки неизменная и составляет 12,5 мм при ширине от 60 до 160 мм. Ее длина находится в диапазоне от 1,8 до 6 метров.

Существуют две основные разновидности евровагонки — «Стандарт» и «Софт Лайн». У первой прямые фаски, а у второй они скругленные.

«Стандарт»«Софт Лайн»

Блокхаус — вагонка, имитирующая оцилиндрованное бревно. Ее лицевая сторона имеет полукруглую форму. Блокхаус, как правило, используют для внешней отделки стен зданий.

Вагонка «под брус» пришла к нам из-за океана, потому ее второе название – «американка». Это строганная доска со шпунтом и пазом. Благодаря срезанным боковым граням ее профиль точно имитирует деревянный брус.

По сравнению с обычной и евровагонкой «американка» более широкая, массивная и прочная. Поэтому основное место ее применения — облицовка наружных стен. Толщина профиля у этого вида облицовочной доски начинается от 20 мм при ширине от 140 мм.

Представленные на рынке сорта вагонки производят в соответствии с требованиями одного из двух стандартов – российского ГОСТ 8242-88 и европейского DIN 68-126. Последний используется для евровагонки и делит ее на три базовых сорта или класса – A, B и C.

Гост 8242-88DIN 68-126

Некоторые отечественные производители предлагают облицовочную доску «Экстра», не предусмотренную евростандартом. У нее нет сучков и прочих дефектов, но цена такого материала почти в 2,5 раза выше стоимости сорта А.

Отличительные признаки сортов

Основные отличия между сортами вагонки — визуальные. Именно их подробно и четко регламентируют стандарты.

К сорту А относят древесину, у которой нет синевы, гнили и смоляных карманов. Сучки здесь допустимы, но только светлые, здоровые и сросшиеся, которые не выпадают после усушки.

Вагонка класса В может иметь смоляные карманы, а также здоровые и несросшиеся сучки.

В наиболее дешевом сорте С стандарт допускает синеву, выпадающие сучки и обзол на тыльной части профиля.

Ориентировочные цены

При покупке вагонки не нужны глубокие знания эксперта деревообработки. Однако, основные критерии выбора следует знать, чтобы купить качественный материал и при этом не переплатить.

Сухая облицовочная доска отличается от материала естественной влажности по весу. В этом нетрудно убедиться, подержав в руках две планки, одинаковые по размеру, но разные по цене.

Если сосновая евровагонка сушилась в камере, то за 1м2 (сорт А) продавцы просят от 200 до 450 руб. Цены на такой же материал, но естественной влажности находятся в диапазоне от 130 до 300 руб. за 1м2.

Стоит отметить, что цены могут существенно отличатся в зависимости от региона продажи, как правило, в центральной части цены значительно ниже.

Ориентировочная стоимость сухой сосновой евровагонки сорта В – 180-350 рублей за квадрат.

Сушеная облицовочная доска сорта С из ели и сосны продается на рынке по 140-250 руб/м2.

Сегодня цена за м2 вагонки из липы (сорт А) составляет от 500 до 800 руб. Тот же материал, но класса «Экстра» обойдется вам от 650 до 850 рублей.

Доску из лиственницы продают по таким ценам: сорт С – 330-600, В – 400-750, А – 530-900 и «Экстра» — 1150-1300 руб./м2.

Дубовая и кедровая вагонка относится к категории элитных отделочных материалов. За 1 м2 класса «экстра» производители просят от 1200 рублей.

Следует отметить, что у крупных производителей цена облицовочной доски не зависит от ее длины. Мелкие продавцы стараются заработать на этом и расценивают вагонку в зависимости от длины (чем длиннее доска – тем дороже). При этом разница в цене может достигать 10-15%.

Рекомендации по выбору

Решая, какую вагонку лучше выбрать, следует учитывать сортовые свойства древесины и условия ее эксплуатации. Как мы уже говорили, сосновой вагонкой нельзя пользоваться для облицовки парилки, но ее можно ставить в предбаннике и комнате отдыха. Она хорошо подходит для интерьерной отделки и облицовки наружных стен дома.

Еловая вагонка влагостойка и не боится грибка. Она быстро сохнет и не темнеет со временем. Поэтому ее можно покупать для отделки балкона и других поверхностей, подвергаемых периодическому замачиванию.

Ольховая, кедровая и липовая отделочные доски отличаются низкой теплопроводностью. Они устойчивы к высокой температуре и влажности. Этими материалами можно облицовывать стены парильного отделения бани, а также применять их для отделки полок. Даже при сильном нагреве воздуха липовая и ольховая древесина не обжигают кожу.

Ценным свойством ольховой вагонки является минимальный процент коробления, поэтому отделка из нее не теряет внешнего вида после долгой эксплуатации.

Выбирая вагонку, нужно обращать внимание не только на дефекты древесины, но и на геометрию доски. Если она сильно изогнута или скручена по длине, то сделать ровную облицовку будет очень сложно.

В этом случае замковые соединения и крепежные кляймеры вам не помогут. При попытке закрепить в одной плоскости деформированную доску внутренние напряжения могут оторвать шип или вызвать появление трещин на пазовом замке.

При выборе вагонки отбраковывайте доски со смоляными карманами и одиночными (выпадающими) сучками. Бороться с выходом смолы на поверхность древесины очень сложно, а выпадающий сучок может испортить внешний вид облицовки.

Любовь ко всему натуральному на генетическом уровне заложена у русского человека. Именно этим, по видимому, и объясняется наша привязанность ко всему, что сделано из дерева. Отделочные материалы, не являются исключением.

Евровагонка – является европейским аналогом вагонки. Этот продукт деревообрабатывающей промышленности имеет свою нормативную документацию, регламентирующую ее размеры и допустимые дефекты, а также ряд достоинств и недостатков.

Евровагонка классическая.

ВСЕ НЕДОСТАТКИ И ДОСТОИНСТВА

«ПЛЮСЫ»

  1. Более экономичного и доступного вида отделки, чем обшивка помещения вагонкой из натурального дерева, сложно себе представить. Данный материал безупречен, в своих экологических и гигиенических характеристиках. А установка практически не отличается от монтажа панелей МДФ и пластиковой вагонки.
  2. Применение вагонки значительно сокращает себестоимость строительства в целом, а также же уменьшает время, потраченное на отделочные работы. Такого затратного и трудоемкого этапа работы, как предварительное выравнивание стен, не потребуется. Тем более если учесть тот факт, что штукатурные работы, в любом случае требуют специальных навыков и мастерства.
  3. Поверхность деревянной вагонки, в любой момент приобретает желаемый цвет и оттенок, благодаря тому, что легко колеруется с помощью лакокрасочных материалов. Тем более что современные покрытия, сохраняют естественную текстуру древесины, даже при нанесении декоративных составов.
  4. Соединение шип–паз, удобное и позволяющее не однократно использовать отделочный материал. В любой момент можно демонтировать деревянную облицовку для последующего ее использования. В этом видео представлена подробная инструкция.

Этот природный материал идеален для дома, так как является естественным кондиционером. В доме, отделанном деревянной вагонкой, легко дышится, комфортно переносится и жара и холод, располагая к полноценному отдыху. Все эти факторы очень важны как для детей, так и для взрослых, объясняя тем самым высокую популярность данного материала.

Текстурированная вагонка

«МИНУСЫ»

Главными недостатками вагонки являются:

  1. «Боязнь воды» – в помещениях с высокой влажностью не исключены изменения геометрии, появление грибка и плесени.
  2. Повышенные требования к условиям эксплуатации – требуется периодическая обработка защитными составами и более тщательное внимание за состоянием материала в период эксплуатации.
  3. Высокая пожароопасность деревянной конструкции требует соблюдение всех правил безопасности.

Перечисленные выше минусы, немного сужают область применения вагонки, однако не стоит отчаиваться, ведь технологии не стоят на месте. На сегодняшний день в продаже уже появились новые составы способные эффективно справляться со всеми недостатками древесины.

КАК ОТЛИЧИТЬ ОТ «ВАГОНКИ» «ЕВРОВАГОНКУ»

Ошибка многих – это распространенное мнение о том, что отличительной чертой «евровагонки» от «вагонки» является внешняя привлекательность и цена. Причиной данному заблуждению служит приставка «евро», воспринимаемая подсознанием, как гарантия качества и практичности.

ГЕОМЕТРИЯ

Это суждение в корне неверно.

Российские стандарты на профильный пиломатериал, по которым изготавливается вагонка, предписывают следующее:

  • Геометрия;
  • Предельные нормы;

С точки зрения технической документации, то что мы называем «вагонкой», именуется «обшивка». Её профиль и размеры:

Профиль для наружной и внутренней обшивки (ГОСТ 8242-88).

Такие виды вагонки как «штиль» или «софт-лайн», только условно относят к ГОСТовским изделиям.

Профиль вагонки Штиль

Обшивка типа «евро» по ширине, качеству и другим параметрам, соответствует стандарту DIN 68126, являющимся зарубежным стандартом, который в свою очередь адоптирован под российскую действительность и может иметь размер в пределах 1,44 см. – 1,46 см.

Теневой паз профильной доски.

Российский рынок, предлагает в основном, следующую геометрию и размер евровагонки:

Евровагонка классическая

СЦЕПЛЕНИЕ

Пазогребневое соединение является отличительной чертой отечественной вагонки от европейской. В евровагонке, выступ гребня длиннее, благодаря чему при монтаже происходит более плотное и практичное примыкание.

СОВОКУПНОСТЬ ПРОФИЛЕЙ

Готовый пиломатериал разделяется на категории, описанные выше (см. подпункт «Сорт древесины для изготовления вагонки делится на четыре класса»).

Категория «Экстра»

ДЛИНА ЕВРОВАГОНКИ

Цена куба готового материала определяется прямо пропорционально длине вагонки. Соответственно чем длиннее доска, тем выше цена.

Объясняется это тем, что небольшой участок вагонки с приемлемым количеством дефектов выбрать проще, чем длинную доску «без сучков».

Евровагонка, безусловно, смотрится более стильно и изящно. Но с недавнего времени, российские производители задумались о внешнем виде конечного продукта, а потому, некоторые профили, могут составить ей достойную конкуренцию.

Виды вагонки для внутренней и наружной отделки

Разнообразие способов применения дерева для внутренней и наружной отделки обуславливает наличие на рынке большого количества необходимых для этого материалов, каждый из которых в свою очередь делится по разновидностям, сортам и классам. Виды вагонки, тонкой строганой доски для обшивки поверхностей, для отечественного покупателя в первую очередь делятся на обычную и евро. Дальнейший выбор зависит от необходимости использовать хвойные или лиственные доски, какая будет лучше форма профиля, а также соотношение цена/качество, которое определяется сортом древесины.


Обычная и евровагонка

Своим названием вагонка обязана необходимости сохранять от солнца и дождя грузы, что перевозились по железным дорогам до внедрения современных материалов. Использование дерева для обшивки вагонов было наиболее целесообразным, так как оно не только дешевле железа, но и лучше предотвращает парниковый эффект.

Изначально доски крепились обычным способом, но со временем для упрощения монтажа и предотвращения появления щелей, в случае каких-либо деформаций, их стали изготавливать с замками шип-паз. Идея была оценена по достоинству и такие доски стали широко применяться в облицовочных работах.

В других языках такой привязки к происхождению названия нет, поэтому при посещении зарубежных строительных магазинов надо искать просто профилированные доски. Для их изготовления применяется стандарт DIN 68126/86, разработанный в Европе и по ряду требований являющийся более жестким местного ГОСТа. Соответственно, экспортируемая продукция или просто изготавливающаяся по DIN стандартам, отечественному покупателю знакома как евровагонка.

К обычной вагонке, сделанной еще по советским стандартам, строители предъявляют большое количество претензий – как по характеристикам, так и удобству монтажа. Влажность в 20-25% слишком высокая – при толщине доски в 20 мм во время усыхания часто возникают деформации, с которыми не справляются маленькие замки, норовящие выскочить из паза. Ворсистая поверхность и количество сучков, особо не контролируемое, делают неважной не только форму, но и качество такой продукции.


Профиль стандартной вагонки изготовленной по ГОСТу.

Как итог, евровагонка, несмотря на цену, гораздо охотнее используется строителями благодаря своим преимуществам:

  • Более продуманная форма: крупный шип не боится деформаций, оптимальная толщина и ширина ламелей (12,5 и 88 (без учета шипа, с ним – 96) мм соответственно), наличие вентиляционных канавок, возможность выбора рисунка профиля.
  • Не допускается ворс на лицевой стороне, тщательная обработка замка шип-паз для легкости монтажа.
  • Вся евровагонка высушивается до влажности 10-15%, что сводит на нет возможность ее деформирования и вероятность появления жучков или гнили. Сухие доски проще хранить, обрабатывать и ухаживать за ними в процессе эксплуатации.
  • После распила дерева, доски, в зависимости от качества, делят как минимум на четыре сорта, с учетом производственных дефектов и состояния самой древесины.

Виды профилей вагонки

Так как вагонка используется для облицовки многих поверхностей, производители учитывают желания покупателей придать своему помещению некую индивидуальность и изготавливают несколько разновидности профилей, которые можно подобрать не только по внешнему виду, но и для определённых видов работ. Друг от друга профили отличаются наличием или отсутствием фасок, разновидностями замков, формой и размером лицевой и тыльной сторон.


Традиционная евровагонка

На лицевой стороне такого профиля возле шипа выбрана дополнительная фаска, вследствие чего после монтажа на стене видны ярко выраженные швы. Фаска может быть угловатой или скругленной. Скругленная получила название Softline.

Вагонка «Softline»

Так как такая форма поверхности лишена углов, меньше вероятность появления сколов и заусенцев, в процессе эксплуатации, поэтому Softline считаются более подходящими для таких помещений как сауна.

Вагонка «Штиль»

Отличием такого профиля является отсутствие фаски возле шипа, поэтому швы после монтажа не так ярко выраженные как при использовании традиционной вагонки. Этим пользуются при необходимости создать имитацию стены собранной из бруса, поэтому большая часть вагонки «Штиль» выпускается утолщенной до 25 мм и свободно может использоваться для облицовки фасадов зданий.

Вагонка «Ландхаус»

Ламели, к которым относятся такие виды деревянной вагонки, одни из самых дорогих, так как при их производстве лицевая сторона подвергается фрезерованию или другим методам обработки, что образуют на поверхности дерева сложные рисунки. Есть даже профили с эффектом резьбы по дереву, которые получают, используя горячее тиснение под прессом.

Вагонка «Блокхаус»

Если вагонка «Штиль» имитирует стены сделанную из бруса, то профиль «Блокхаус» имеет полностью закругленную лицевую часть. Благодаря такому решению после сборки стена выглядит так, как будто бы дом собран из оцилиндрованных бревен. В основном применяется при облицовке фасадов зданий.

Вагонка «Американка»

В этом профиле не просто снята фаска возле шипа, а сделан плавный переход от него и к середине лицевой части. Благодаря такому решению достигается точно имитация сайдинговых панелей, но при этом дом облицован натуральным деревом.

Двусторонняя вагонка

У такого профиля нет тыльной стороны – обе его части сделаны лицевыми. Такая вагонка пригодится в случае необходимости сделать тонкую деревянную перегородку. Также при облицовке стены есть возможность подобрать более удачный рисунок или расположить на тыльной стороне мелкие дефекты.

Эту вагонку настоятельно не рекомендуется применять в помещениях с высокой и переменной влажностью, так как она единственная из всех разновидностей евровагонки не имеет компенсационных (вентиляционных) каналов.

Сорта вагонки

В отличие от других материалов, которые в зависимости от своей стоимости обрабатываются по-разному, вся вагонка изготавливается одними и теми же методами, в одной партии и проходит через те же машины. Сортируются уже полностью готовые доски в зависимости от наличия на них трещин, сучков, смоляных карманов, плохо обработанных участков (непрострогов) и ярко выраженной синевы, которая является следствием неправильной сушки дерева.

Также при покупке вагонки надо учитывать такой неприятный момент, что каждый из производителей может сортировать продукцию, основываясь на различные ГОСТах, или вообще разработать свои технические условия. Как итог, если нет уверенности в продукции конкретного производителя, то есть смысл перепроверить хотя бы часть досок перед их приобретением.

Экстра

Дополнительные названия – «безсучковая» или «премиум». Даже мелкие непростроги и трещины на лицевой стороне недопустимы, поэтому в дополнительной обработке такой профиль не нуждается. На погонном метре допускается наличие одного здорового светлого сучка, но без трещин и прочих пороков возле него. При наличии вскрывшихся смоляных кармашков, смола извлекается, а сам участок зашпаклевывается и зачищается мелкой наждачкой.

Класс А

В таких профилях допускается наличие 2-3 сучков на погонный метр изделия и мелкие сколы возле них. На лицевой части могут быть мелкие непростроги и микротрещины (в зависимости от производителя – зашпаклеванные). Также разрешается наличие торцевых трещин, но размером не больше чем ширина доски. Сделанные из сердцевины профили количеством не должны превышать 20% всех досок в упаковке. Если доски из хвойных пород дерева, то разрешается незначительная засмоленность – не больше 10% от общего количества. Общая расцветка может варьироваться на небольших участках досок (до 10%) у каждой десятой из них в упаковке.

На одной доске разрешается наличие двух выпадающих сучков, а также трещины – на лицевой поверхности длиной до 300 мм и торцевые. На кромках доски допускаются выпавшие сучки диаметром не более 20 мм. Доски могут быть из сердцевинной части и со смоляными кармашками. Если они изготовлены из хвойных пород, то разрешается засмоленность поверхности. В трех местах на одной доске допускаются места, пораженные насекомыми, но не больше чем на 5% от всего количества досок. Разрешена ненадлежащая окраска кроме синевы и непростроги, если они не влияют на качество сборки.

К этому сорту относятся все доски, что не попали в более высокие категории и которые можно использовать по назначению. Явно запрещено использование гнилых досок, но по всем остальным параметрам ограничений нет. В таких профилях могут быть отверстия от сучков диаметром больше двух сантиметров, сквозные трещины и смоляные кармашки, засмоленности и прорости, пораженные насекомыми участки, несоответствие окраски.

Непростроги и прочие дефекты также не ограничиваются, если только они не влияют на стабильность поверхности. По размерам доски любого сорта изготавливаются по следующим допускам: длина ± 50 мм, ширина ± 1 мм и толщина ± 0,5 мм.


Класс А Класс В Класс С
Сучки Допустимы: сучки без трещин, не более 2-3 шт на 1 метр доски; трещины и сколы на сучках со стороны гребня и со стороны паза на нижней кромке, которые незаметны в собранном виде. Допустимы выпадающие диаметром до 20 мм и выпавшие диаметром 20 мм — не более 2 шт на метр доски. Допустимы выпавшие сучки диаметром более 20 мм.
Трещины Допустимы: торцевые размером с ширину доски и микротрещины. Допустимы торцевые размером 300 мм. по направлению волокон. Допустимы.
Сердцевина Допустима размером не более половины доски у 20% досок из упаковки. Допустима. Допустима.
Креневая древесина Допустима в небольшом количестве. Допустима если не будет оказывать влияния на сборку. Допустима.
Смоляные кармашки Допустимы диаметром не более 6 мм, 2 шт. на длину доски. Допустимы. Допустимы.
Засмоленные участки Допустимы не сильно засмоленные участки у 10% досок из упаковки. Допустимы. Допустимы.
Прорость Допустима не более половины ширины досок. Допустима. Допустима.
Поражение насекомыми Не допустимо. Допустимы не более 3 шт. на длину доски у 5% досок из упаковки. Допустимо.
Участки гнили Не допустимы. Не допустимы. Не допустимы.
Различие окраски Допустимо у 10 % досок на 10 % площади доски.
Не допустима синева.
Допустимы полосы.
Недопустима синева.
Допустимо.
Качество обработки Допустимы мелкие шероховатости и углубления на кромке в области сучков. Допустимы дефекты строжки не влияющие на сборку. Допустимы дефекты строжки не ухудшающие качество отделки.

Разновидности вагонки в зависимости от пород древесины

Для производства вагонки применяются любые сорта древесины. Выбор между ними зависит от необходимых характеристик, которые хотелось бы видеть у обработанной поверхности, подбираются виды вагонки для внутренней отделки или наружных работ, а также бюджета, который можно выделить на её приобретение. Основное разделение идёт на доски, полученные из хвойных и лиственных пород древесины.

Хвойные породы

Характеризуется наличием эфирных масел и смол, что ставят природный барьер для влаги и различных грибков, поэтому такую вагонку чаще всего выбирают для использования в наружной отделке. Также ими облицовывают стены в банях и парилках, но для этого доски проходят тщательный отбор и процесс обессмоливания. Вагонка из хвои выгодно отличается большим сроком эксплуатации, который может составлять несколько десятилетий.

Ель. Благодаря природной мягкости этого дерева, оно чаще используется для получения вагонки с округлыми формами. Дизайнеры часто рекомендуют этот материал для отделки помещений, дизайн которых выполнен в каком-либо из современных стилей.

Из физических характеристик выделяется низкий показатель шероховатости и красивая фактура поверхности без ярко выраженных узоров.

Благодаря сравнительно невысокой стоимости и прочностным свойствам, такая древесина широко применяется в наружной и внутренней отделки. Однако следует учитывать высокий уровень гигроскопичности еловых досок – для увеличения срока службы их обязательно надо обрабатывать соответствующими химикатами.

Сосна. Такую вагонку можно считать самым бюджетным решением среди всех хвойных пород, что, впрочем, не умаляет ее характеристик, касающихся внешнего вида досок и их прочности.

У сосновой вагонки есть только два существенных недостатка на которые стоит обратить внимание перед покупкой:

  • Низкая плотность древесины, которая хоть и уменьшает общий вес покрытия, но делает его уязвимым к царапинам и подобным повреждениям.
  • Сосновые доски, даже соответствующим образом обработанные, в течение долгого времени выделяют смоляные капли, что особенно неприятно в случае использования их при отделке в бане. Если в парилке прислониться к просмоленной древесине, то это практически гарантированный ожог.

Лиственница. Единственный недостаток, который можно найти у такого покрытия – высокая стоимость, которая вполне определяется его качеством.

Среди преимуществ, в первую очередь, выделяются прочность этой древесины, которая мало того что высокая сама по себе, но еще и увеличивается со временем, примерно на треть превышая показатели досок, изготовленных из остальной хвойных пород.

Характерная структура лиственницы не только определяет красоту досок, но и придает им исключительные теплоизоляционные свойства. Содержащаяся в волокнах дерева смола является природным барьером, оберегающим его от влажности и насекомых-вредителей, а также в течение всего срока эксплуатации сохраняет природный красноватый оттенок, который отлично смотрится на любой поверхности.


Кедр. Природная пропитка кедровых досок смолами придает им сильный характерный хвойный запах, благотворно влияющий на человеческий организм, а в частности на нервную систему.

Кедровая вагонка это отличный теплоизолятор, а также благодаря высокой плотности имеет высокую устойчивость к механическим повреждениям. При условии правильной обработки, кедровые доски сохраняют все свои свойства в течение нескольких десятилетий, что позволяет использовать их как во внутренней, так и для наружной отделки.

Дополнительный «бонус», который получают владельцы помещений отделанных кедровой вагонкой – это отсутствие комаров, которым не нравится запах этого дерева.

Вагонка из сосны.

Лиственные породы

Так как в составе нет смол и прочих летучих веществ, такие типы вагонки преимущественно применяются для внутренней отделки, включая помещения в саунах и банях. Общий недостаток таких материалов – меньшая долговечность, но зачастую это компенсируется низкой теплопроводностью, что позволяет применять их в помещениях, прогревающихся до высоких температур.

Липа. Отличается сравнительно невысокой стоимостью, исключительной устойчивостью к механическим повреждениям, деформациям и воздействию влаги, что делает изделия из такого дерева идеальным решением для использования в банях или для отделки балконов.
Существенный недостаток такой вагонки – со временем она заметно темнеет, поэтому доски из липы в обязательном порядке нуждаются в дополнительной обработке пропитками предотвращающими гниение дерева.

Ольха. При нагревании досок из ольхи, они выделяют в воздух летучие соединения, получаемые из содержащихся в дереве дубильных веществ. Кроме того, что природа этих соединений благотворно влияет на человеческий организм, само дерево не впитывает в себя влагу, поэтому с успехом используется при отделке помещений, в которых предполагается высокая влажность воздуха.

К прочим преимуществам материала относится низкая теплопроводность, высокие звукоизоляционные свойства и характерная расцветка, благодаря которой ольха легко узнаваема при использовании ее в качестве отделочного материала.

Недостаток, который придется обходить, это сравнительно невысоких срок службы, что исправляется применением защитных составов.

Дуб. Изделия из этого дерева были и остаются элитной «классикой жанра», отличающейся непревзойденным качеством и соответствующей стоимостью.

Высокие прочностные характеристики влияют не только на дальнейшую эксплуатацию изделий, но и на стоимость обработки из чего также складывается их цена для конечного покупателя. Также расценки на вагонку из дуба сильно зависят от ее длины, а для облицовки помещений в бане дизайнеры как раз рекомендуют подбирать длинные и неширокие доски, которые создадут более целостный рисунок.

Вагонка из липы.

Ценные, экзотические породы

Чаще всего под экзотикой подразумеваются изделия, сделанные из красного дерева. Так как ареалом произрастания для него являются исключительно тропические леса, на отечественном рынке такая продукция встречается нечасто и стоимость имеет достаточно высокую.

Несмотря на хорошие физические характеристики, такая древесина подходит для всех типов обработки, а размеры стволов деревьев позволяют получать вагонку практически любых размеров. Преимущественно она применяется для внутренней отделки помещений.

Для различных целей может понадобиться вагонка с определённой длиной, толщиной и шириной, но это не являются сколь-нибудь заметной проблемой, так как производится она во многих размерах, а по длине вообще продается досками от 0,3 до 6 метров с шагом в 10 см.

Обязательно надо учитывать, что чем шире вагонка, тем большая вероятность ее деформации при изменениях температуры или влажности. Соответственно, более узкие доски лучше выдерживают геометрию, а также обладают большей сопротивляемостью к ударным нагрузкам и прочим механическим воздействиям. Определённого декоративного эффекта можно достичь, если в случайном порядке устанавливать доски разной ширины. Этот способ монтажа практически не сказывается на прочности полученной поверхности.

По толщине оптимальным вариантом для внутренних работ являются вагонка размером 12,5 мм – это рассчитанное оптимальное соотношение веса и прочности. Если использовать вагонку для наружных работ, толщину лучше подбирать уже в пределах 15-20 мм, хоть она и выйдет дороже – такие ламели способны удерживать не только свой вес, но и достаточно толстый слой утеплительных материалов.

Длинная вагонка не обязательно изготавливается из цельного куска древесины – зачастую применяется метод сращивания досок по длине, когда в одну ламель соединяются куски размером 150-750 мм. Стыковка производится на микрошип, а само место соединения дополнительно проклеивается и до высыхания клея удерживается под давлением.

Недостатки срощенных ламелей больше относятся к использованию их во внутренней отделке:

  • Технология сращивания не позволяет получить доску тоньше 15 мм, что влияет на ее вес и стоимость.
  • Нет возможности узнать какой клей использовался на производстве и не будет ли он выделять вредных веществ при нагревании – этот фактор часто удерживает от покупки потребителей которые собираются строить баню.

Преимуществом изготовленной таким методом вагонки является отсутствие внутренних механических напряжений материала. Общая длина этих ламелей – до 6 метров, а по сортности они могут относиться даже к классу «Экстра».

Как итог – из перечисленных разновидностей и характеристик вагонки понятно, что ассортимент этого материала, предлагаемый на рынке, может полностью удовлетворить запросы любого покупателя: по качеству, количеству и стоимости.

Если вы заметили ошибку, не рабочее видео или ссылку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Поделиться: 0

Сорта вагонки — описание и сравнение от специалиста

Вагонка – идеальная отделка для любых помещений. С ее помощью вы сможете подчеркнуть природную красоту интерьера. Теплота дерева сделает ваш дом уютным. Деревянные стены подчеркнут единение с природой. Кто-то говорит, что это пережитки прошлого, но это не так.

При выборе и покупке этого материала необходимо обращать внимание на класс изделия. Выбор правильного сорта вагонки поможет сэкономить вам при отделке помещения.

Так, если вы хотите использовать этот материал для отделки подсобного помещения, то совсем не обязательно покупать дорогую. В этом случае целесообразно взять категорию В или С. Нельзя ответить какой сорт вагонки лучше, не имея представления об области ее применения.

Виды

Отличие сортов прежде всего основывается на наличии или отсутствии внешних дефектов. Все изделия изготавливаются по одной технологии. Разделение происходит после сортировки. Подробнее в статье — виды вагонки от А до Я.

Всего по ГОСТу выделяется 4 вида:

  • Премиум или Экстра (высший сорт)
  • Класс А (1 сорт);
  • Класс В (2 сорт);
  • Класс С (3 сорт).

Видео — как вас могут обмануть при продаже:

Вагонка класса «Экстра» или «Премиум»

Эта категория имеет наивысшую цену. При внешнем осмотре вы не заметите никаких дефектов. Без сучка и задоринки – это про нее. Обычно такие полотна получают путем сращивания.

Если бы не применялся этот метод, то она стоила баснословных денег, так как из цельного куска дерева получается очень мало идеальных досок. Такой материал гладкий на ощупь. Вы не заметите ни сучков, ни сколов.

Производители часто помещают ее в вакуумную упаковку. Это делается для уменьшения риска сколов и деформации при перевозке. Такой вид считают элитным. Им не стыдно обшить богатые интерьеры загородного дома. В комплекте обычно продаются и крепежи. Вам не нужно будет подгонять ее при установке – она отлично зафиксируется.

При покупке не стоит доверять надписям производителя. Проверьте соответствие категории при личном осмотре. Если продавец отказывает вам в этой просьбе, лучше не брать, так как он знает о подвохе. Бывает и так, что сверху в упаковке положены идеальные доски, а внутрь спрятаны более низкого качества.

При монтаже используйте только специальные крепления, чтобы не повредить материал. Лак является идеальным покрытием для этой категории. Он позволит еще больше раскрыть красоту дерева и подчеркнуть его неоспоримые достоинства.

Вагонка класса А

Она во многом схожа с более дорогостоящим собратом. Сорт вагонки ГОСТ определяет, поэтому сравнивая товары разных производителей можно увидеть расхождения в качестве производства.

Отделочный материал класса А у одних, иногда лучше категории Премиум у других производителей. В данном случае ориентируйтесь на внешний вид изделия.

Его отличает небольшое количество дефектов. «Вываливающиеся» сучки отсутствуют. Если и есть трещины, то они не сквозные и занимают незначительный процент от всего объема доски. Сердцевина занимает не более 20% .

На таком изделии не должно быть ни гнили, ни синевы. Черные сучки также не допустимы.

Такой вид используют для лицевых отделочных работ. Дефекты не нужно заштриховывать краской. Отличный вариант ее декорирования – лак. Он подчеркивает природные «формы» изделия. Подойдут также масла и воск.

Премиум и Класс А – сорта вагонки, наиболее подходящие для отделки жилых помещений.

Класс В

У производителей еще применяется наименование 2 сорт. На этом изделии присутствуют видимые и значительные дефекты.

В этой категории допустима непрострожка в замковой части (на торце). Хотя это не особо мешает при монтаже.

Размер дефектов (сколы, вмятины, выбоины и трещины) не должен превышать 3 см на 60 см погонного метра. На готовом изделии можно встретить синеву (значение не должно превышать 10%), смолы, сучки и сердцевину.

Однако трещины не должны быть сквозными и выходить в торцевую часть. Большинство дефектов носит заводской характер. Возможна небольшая гниль (не более 10%) и червоточины (не более 3 на погонный метр).

Для того, чтобы брак был менее заметен используются специальные затирки и окраска. Последняя предпочтительна в темные тона.

Такой вариант считается наиболее бюджетным. Она доступна широкому кругу населения.

Класс С

Этот вариант наиболее низкого качества и, соответственно, самый доступный по цене.

Сфера применения – черновые работы и подсобные помещения. Требует большого подгона при монтаже и сложности окраски для приведения в порядок поверхности при отделке.

Процент дефектов на поверхности зашкаливает. К ним относятся и выпадающие черные сучки, сквозные трещины, сколы, остатки коры и сердцевина.

Некоторые производители относят к этой категории откровенно бракованные изделия, хотя согласно ГОСТ такого быть не должно. Редкий специалист согласится работать с таким материалом. При монтаже будут затрачены большие усилия для устранения несовершенств, которые составляют большую часть поверхности.

Сравнительная характеристика

Приведем сорта и описание вагонки:

Экстра А В С
Сучки Не допускается Возможны светлые сучки, если они здоровые и не выпадают. Не более 1 на погонный метр Здоровые сучки в любом количестве. Если выпадающие, то не более 1, 5 см в диаметра и не более 1 на погонный метр В неограниченном количестве
Трещины Не допускается Не сквозные Не сквозные Любые
Сердцевина Если только в очень малых объемах (3-5%) Не более 20% Разрешается Разрешается
Гниль Не допускается Не разрешается Не более 10% от общей площади В любом размере
Червоточины Не допускаются Не допускается Не более 10% от общей площади Допускается
Смоляные карманы Не допускаются Длиной не более 5 см Допускаются Возможны

Стоимость вагонки

Цена в разных городах и от разных производителей разниться. Приведем усредненное значение по каждой категории. Стоимость также зависит от используемого дерева. В таблице показаны значения за 1 кв.м изделия длиной 2-3 метра. Валюта – рубли.

Лиственница Осина Сосна Липа
Экстра 690 470 450 990
А 500 350 300 600
В 350 300 230 500
С 200 180 180 300

Видео — как нужно выбирать материал:

Прежде чем купить вагонку определитесь с отделываемым помещением. С помощью категории Премиум вы можете из обычного дома создать царские хоромы, но доступна ли будет цена для вас?

Какую бы категорию вы не выбрали – деревянная отделка на протяжении долгих лет будет радовать вас своей теплотой и уютом.

Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Что такое вагонка и ее происхождение

Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

вагонкой отделывали пассажирские вагоны

Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

Виды и классы вагонки

Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

Виды вагонки по классу

По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

  • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
  • Вагонка класса А. Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
  • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.

    классы вагонки

  • Вагонка класса С. Это вагонка профиля которой самого низкого качества обработки и по каким –либо дефектам не попали в классы высшего уровня, но по своим характеристикам пригодные для использования по назначению. Имеется только одно ограничение дерево вагонки не должно быть гнилым, с явными признаками плесени и грибка. Такая древесина в целом не может использоваться по назначению. Особых допусков и ограничений к вагонке С класса не имеется. Количество сучков, трещин и их объемы могут быть самыми разными. Цвет вагонки может разнится. Используя такой материал нужно ориентироваться только на Ваши потребности, подойдет ли вагонка для решения строительной задачи.

Виды вагонки по древесине

Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

  • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
  • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.

    вагонка из ясеня

  • Вагонка из экзотических пород древесины –это разного рода тропические породы красного дерева, которые произрастают в условиях высокой влажности или сухого климата. Это такие породы дерева как: Тик, Букит, Мербау, Массарандуба, Балау, Гарапа, Кумара. Основной минус такого материала – это высокая стоимость, в виду его дефицита и трудности в обработке, обусловленные высокой прочностью и твердостью. Топические породы древесины особо устойчивы к воздействию насекомых и влажности. Приобретение и монтаж такого материала потребует дополнительных затрат.

    вагонка из тропического дерева

Виды вагонки по материалу

В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

  • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
  • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.

    пластиковая вагонка на потолке

Виды вагонки по профилю

Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

  • Евровагонка
  • Штиль
  • Софлайн
  • Американка
  • Блок-хауз
  • Ланд-хауз

виды вагонки по профилю

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения. Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность. Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
  • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи – 6,4 кг, из сосны – 6.5 кг, из осины – 7 кг, из ясеня – 11 кг.
  • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
  • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности. Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
  • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
  • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
  • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
  • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *